Мало кто задумывался над тем, что куклы грозной вудуистской магии, куклы, которыми играют наши дети, и куклы, что идут, например, на декорирование домов, – дальние родственники.

К изображению человека – плоскому или объемному – с давних времен относились с большим пиететом, предполагая таинственную связь между рисунком или фигуркой и тем, кого они изображали. Нанеся вред изображению, можно было причинить зло его прототипу.

Считалось также, что лицо человека создано по образу и подобию божию, а следовательно, его нельзя искажать несовершенными руками людей. Даже профессия актеров, наносящих грим либо надевающих маски на свои лица, многие века считалась полупристойной, и хоронили актеров за пределами освященной земли.

Однако складывалась и другая традиция, восходящая к языческим представлениям. Смысл ее состоял в том, что при помощи деревянных, глиняных или соломенных куколок можно было уберечь свой дом от злых сил. С развитием христианства куклы трансформировались в фигурки ангелов, на которые возлагали функции защитников. Сегодня, украшая комнаты декоративными куклами, мы даже не догадываемся, сколько тайного смысла увидел бы здесь наш далекий предок.

Но самой главной линией в развитии кукол стала третья. Куклы проникли в детские, где помогали несмышленышам обрести свое жизненное призвание. Играя с оловянными солдатиками, мальчики делали первые шаги в полководческой науке побеждать, а пеленая своих полотняных карапузов, девочки с увлечением готовились к роли заботливой мамы.

Comments are closed.

Post Navigation